sekirin (sekirin) wrote,
sekirin
sekirin

Categories:

Отрывки из поэмы "Гайдамаки" - 1/3.

Если не ошибаюсь, в "перестроечном" "Огоньке" попалось рассуждение о том, что Шевченко был склонен к антисемитизму, и как доказательство внавад в строке были свалены "цитаты" - вырванные из контекста наборы
из двух-трёх слов (в т.ч. когда это прямая речь отрицательного персонажа, а не поэта). Тогда я ещё верил "демократам" и огорчился, что уважаемый автор статьи повторил недобросовестно подобранный набор
цитат, не удосужившись посмотреть контекст, чем поставил под удар убедительногсть статьи и свою репутацию.
Недавно в Интернете аналогичным образом при обсуждении склонности или несклонности украинцев к антисемитизму в качества аргумента была приведена та же подборка цитат, а ещё было обыграно, что Гонта
якобы убил своих сыновей ихз религиозного фанатизма, из чего делались выводы о склонности украинцев в частности и христиан вообще к убийствам по религиозному признаку. Я написал комментарий - без заметных результатов.
Насколько это неадекватно - читатель может составить представление, прочитав нижеприведенные отрывки из поэмы "Гайдамаки". Комментарий: в эпизоде с убийством церковного старосты особый драматизм - в том,
как недавняя жертва становится пособником палачей, а в эпизоде с сыновьями Гонты - что автор (насколько понимаю - выравжая народные архетипы) позволяет Гонте тайно похоронить сыновей.
Полный текст -
http://litopys.org.ua/shevchenko/shev117.htm
(без предисловия),
http://lib.ru/SU/UKRAINA/SHEVCHENKO/gaidamak.txt
(с предисловием, но с вопр. знаками вместо укр. букв).
Решил дать оригимнал с переводом неочевидных слов. Поскольку цитаты длинные, разбиваю на части.

"Одчиняй, проклятий жиде! /* Открывай */
Бо будеш битий... одчиняй!
Ламайте дверi, поки вийде
Старий паскуда!"
"Постривай! /* Погоди! */
Стривайте, зараз!" /* Погодите, сейчас! */
"Нагаями
Свиняче ухо! Жартувать, /* Шутить */
Чи що, ти хочеш?"
"Я? з панами?
Крий боже! зараз, дайте встать,
Ясновельможнi (нишком - свинi)". /* тихонько */
"Пане полковнику, ламай!"
Упали дверi... а нагай
Малюѐ вздовж жидiвську спину.
"Здоров, свине, здоров, жиде,
Здоров, чортiв сину!"
Та нагаѐм, та нагаѐм.
А жид зогнув спину:
"Не жартуйте, мостi-пане!" /* не шутите, (небрежно произн.) милостивый господин */
"Добривечiр в хату!
Ще раз шельму! ще раз!.. годi! /* хватит! */
Вибачай, проклятий! /* Извиняй */
Добривечiр! а де дочка?"
"Умерла, панове".
"Лжеш, Iудо! нагаями!"
Посипались знову.
"Ой паночки-голубчики,
Їй-богу, немаѐ!"
"Брешеш, шельмо!"
"Коли брешу,
Нехай бог караѐ!"
"Не бог, а ми. Признавайся!"
"Нащо б мав ховати,
Якби жива? Нехай, боже,
Щоб я був проклятий!.."
"Ха-ха-ха-ха!.. Чорт, панове,
Лiтаню спiва?. /* литанию */
Перехрестись!"
"Як же воно?
Далебi, не знаю". /* ~= ей-богу */
"Отак, дивись..." /* смотри */
Лях хреститься,
А за ним Iуда,
"Браво! браво! охрестили.
Ну, за таке чудо
Могоричу, мостi-пане!
Чуѐш, охрещений?
Могоричу!"
"Зараз, зараз!" /* Сейчас, сейчас! */
Ревуть, мов скаженi, /* словно бешеные */
Ревуть ляхи, а поставець
По столу гуляѐ.
"Єще Польща не згiнела!" -
Хто куди гукаѐ.
"Давай, жиде!"
Охрещений
Iз льоху та в хату, /* из погреба */
Знай, шмигляѐ, наливаѐ;
А конфедерати,
Знай, гукають: "Жиде! меду!" /* кричат */
Жид не схаменеться. /* не придёт в себя */
"Де цимбали? грай, псявiро!" /* собачья вера! */
Аж корчма трясеться -
Краков'яка оддирають,
Вальса та мазура.
I жид гляне, та нищечком: /* тихонько */
"Шляхетська натура!"
"Добре, годi! тепер спiвай!" /* хватит! Теперь пой! */
"Не вмiю, їй-богу!"
"Не божись, собача шкуро!"
"Яку ж вам? Небогу?" /* Какую же вам? Голубушку? */
...
"Добре, годi! тепер плати!" /* Хорошо, хватит! */
"Жарту?те, пане: /* шутите */
За що платить?" "Що слухали.
Не кривись, поганий!
Не жартуѐм. Давай грошi!"
"Де менi їх взяти?
Нi шеляга, я панською
Ласкою багатий".
"Лжеш, собако! признавайся!
А нуте, панове,
Батогами!" Засвистiли,
Хрестять Лейбу знову.
Перiщили, перiщили,
Аж пiр'я летiло...
"Їй же богу, нi шеляга!
Їжте мо? тiло!
Нi шеляга! гвалт! рятуйте!"
"Ось ми порятуѐм".
"Постривайте, я щось скажу".
"Почуѐм, почуѐм, /* услышим */
Та не бреши, бо, хоч здохни,
Брехня не поможе".
"Нi, в Вiльшанiй..."
"Твої грошi?"
"Моѐ!.. ховай боже!
Нi, я кажу, що в Вiльшанiй...
Вiльшанськi схизмати
По три сем'ї, по чотири
Живуть в однiй хатi".
"Ми це знаѐм, бо ми сами
Їх так очухрали". /* (окказионализм, значение определяется контекстом) */
"Та нi, не те... вибачайте... /* извиняйте */
Щоб лиха не знали,
Щоб вам грошi приснилися..
Бачте, у Вiльшанiй
У костьолi... у титаря...
А дочка Оксана!
Ховай боже! як панночка!
Що-то за хороше!
А червiнцiв! хоч не його,
Так що? аби грошi".
"Аби грошi, однаково!
Правду Лейба каже;
А щоб певна була правда,
Нехай шлях покаже.
Одягайся!" По?хали
Ляхи у Вiльшану.
Один тiлько пiд лавою
Конфедерат п'яний
Не здужа встать, а курника, /* не в состоянии встать, а бормочет */
П'яний i веселий:
"My zyjemy, my zyjemy,
Polska nie zginela".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments