sekirin (sekirin) wrote,
sekirin
sekirin

Category:

демонстрационные опыты с лампой-вспышкой

  Из вспомнившегося в разговорах - демонстрационные опыты с лампой-вспышкой.
  В советское время выпускались лампы-вспышки для фотоаппаратов; они включали собственно лампу (импульсная ксеноновая, ИФК-120), корпус с отражателем и блок питания. С ними были возможны следующие демонстрации.
  (1) Наблюдение фосфоресценции.
  Адаптируемся к темноте. Лампу прижимаем светящей поверхностью к испытываемой плоской поверхности - побеленной стене, листу бумаги и т.п. (Достионство тогдашних корпусов - плоская поверхность, обеспечивающая плотное прилегание, и недопущение излучения за пределы освещаемого пряноугольного участка - его границы оказываются резкими). Для предотвращения утери адаптации к темноте закрываем глаза и дополнительно прикрываем их рукой в районе локтя. Нажимаем на кнопку срабатыванияю несмотря на то, что коэффициент прохождения звука на границе газа и твёрдого тела низок, вспышка сопровождается глухим щелчком. Быстро открываем глаза, отводим вспышку в сторону и смотрим на освещавшийся участок. Обычно наблюдается зеленоватое свечение с временем спада около секунды.
  Красиво выглядит, если прогреть до начала оплавления на Al-пластине смесь борной кислоты с салициловой кислотой, гидрохиноном или аналогичной органикой - получалось яркое свечение, с салиц. к-той - голубое с временем порядка пяти секунд, с гидрох. - зелёное с временем порядка трёх секунд.
  (2) Наблюдение прозрачности мягких тканей человека в красной области.
  Необходима лампа в узком корпусе и несколько участников. Адаптируемся к темноте. Один участник берёт лампу в рот и прикрывает нижнюю половину лица (чем) пальто. Остальные смотрят на него. Первый участник щёлкает вспышкой. При этом его глаза (в меньшей мере - окружающие ткани) вспыхивают изнутри красным.
  (3) "Позитивное послеизображение".
  Известно, что после взгляда на яркий объект (лампочку и т.п.) и отведения взгляда в сторону человек несколько секунд видит тёмное ("негативное") изображение этого предмета - рецепторы глаза в том месте, где было это изображение, не сразу восстанавливают свою чувствительноисть. Менее известно, что если смотреть не на умеренно ярком фоне, а на очень тёмном (напр., вообще выключить свет), то это послеизображение оказывается позитивным (обычно голубоватым).
  Так вот, в темноте выставляем перед собой руку, изображаем тот или иной жест (дулю, растопыренные пальцы и т.п.) и щёлкаем лампой. Руку держим в том же положении.
  Первую секунду или две наблюдается мельтешение, после чего перед нами в деталях возникает наша рука!
  Если ничего не делать, изображение бледнеет, окраска тускнет, потом оно начинает дрожать, расплывартся и исчезает.
  Повторяем, но, как только изображение сформировалось, убираем руку. Изображение оистаётся, и можно внушить себе, что на самом деле рука там, где мы её видим.
  Аналогично, но пытаемся пошевелить одним из пальцев. Тут же именно его изображение начинает дрожать и расплываться, потом расплывание распространяется на соседние области, и изображение досрочно пропадает - очевидно, мозг пытается привести в порядок противоречивую информацию и отбрасывает менее достоверную.
  Один раз наблюдался красивый эффектЮ ночью рассматривалась сетчатая занавескаю в момент рассматривания издали фарами автомобиля это занавеску подсветило, так что яркости ложного и настоящего изображений оказались близки. Мозгу не удалось точно совместить два изображения, и наблюдался муаровый узор от наложения двух периодических структур.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment